Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Какая тематическая экспозиция 2018 года проекта "Окно в творчество" больше понравилась?
Всего 10 человек

Моделирование смены оздоровительного лагеря

Дата: 10 мая в 13:58

Моделирование смены оздоровительного лагеря в соответствии с программой детей, нуждающихся в оздоровлении

Эффективная работа в детском оздоровительном лагере начинается именно с моделирования смены. Моделирование – идеальное прогнозирование осмысление и практическая реализация «того, что возможно, и того, что должно быть».

Процесс моделирования тесным образом связан с планированием деятельности, направленный на оптимальный выбор идеальных и реальных целей.

Выделяют этапы в осуществлении процесса моделирования смены оздоровительного лагеря:

- составление концептуальной модели смены;

- составление целеопределяющей модели смены;

- составление структурной модели смены;

- составление игровой модели смены;

- составление содержательной модель смены;

- составление кадровой модели смены.

На этапе концептуализации формируются общие идеи, общий замысел будущей деятельности. Продумываются основные направления деятельности, модели инновационных вариантов решения определенных проблем, анализ уже существующего опыта, ресурсов учреждения, прогнозируются результаты реализуемой программы.

Целеопределяющий этап представляет собой четкое определение стратегических целей деятельности, выбор эффективных форм и методов их достижения и описание основных направлений реализации замысла.

В структуре смены традиционно выделяют три основных периода:

- организационный период – это 3-4 дня, если смена длится 18 -21 день, 1 день, если смена – 10 дней. Главная задача в этот период – адаптировать детей к новым условиям жизни. Данный период не имеет строгих календарных рамок. Вся деятельность педагогического коллектива в первые дни смены направлена на изучение индивидуальных особенностей детей, их интересов, потребностей, увлечений, мотивационных установок, а также состояния здоровья. В этот период устанавливаются правила, законы, традиции внутри коллектива и в лагере в целом.

В организационный период важно:

  1. Познакомить детей друг с другом, с детским оздоровительным лагерем, с условиями проживания, с режимом дня, с окружающими людьми.
  2. Выработать и принять общие принципы, нормы проживания и совместной деятельности.
  3. Сформировать представление и определить перспективу жизнедеятельности.

Моделирование педагогического процесса в организационный период должно включать максимальное количество форм деятельности отрядного и индивидуального уровня. Все направления работы (организационные, гигиенические мероприятия, личностные методики и др.) объединяются в общем воспитательном процессе, позволяющим адаптировать ребенка к условиям жизнедеятельности в детском оздоровительном лагере.

В основной период реализуются поставленные цели и задачи, выполняется программа смены. Это время разнообразных групповых и индивидуальных видов деятельности. Некоторые ученые выделяют 2 этапа основного периода:

- учебно-демонстративный этап: овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы; создаются условия для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала;

- демонстрационно-закрепляющий этап: организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в ее разработке и проведении, создаются условия для демонстрации самодеятельности и самостоятельности детей, корректируются межличностные межгрупповые отношения, происходит показ детских достижений.

Моделирование форм деятельности основного периода составляет значительный (ключевой) объем реализуемой программы и должно содержать в себе не менее (и, желательно, не более) 75 % от всей программы.

Заключительный период – последние 2-4 дня смены, характеризуется невысокой активностью детей, эмоциональным спадом, вызванным ближайшим отъездом. Это время подведения итогов, определения степени результативности проведенной программы.

Моделирование данного периода сопряжен со следующими задачами и видами деятельности:

- подведение итогов;

-«оценка и самооценка участниками смены значимых результатов в программе»;

- создание позитивного пространства;

- диагностика и мониторинг качества результатов реализуемой программы.

Первостепенной задачей моделирования заключительного периода является установление баланса между массовыми и индивидуальными формами работы, разработка эффективных аналитико-рефлексивных технологий.

Игровая модель смены – это модель, в основании которой лежит игра, и, прежде всего, игра ролевая, через которую ребенок познает важнейшие социальные формы поведения, перенося свои жизненные наблюдения в игру, а игровые – в жизнь.

Первым этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие пункты:

  1. Картина моделируемого мира.
  2. Правила игры.
  3. Командные и (или) индивидуальные вводные.

Схема описания:

А) место действия;

Б) время действия;

В) действующие лица и занимаемое ими положение;

Г) важные события, предшествовавшие моделируемому периоду времени;

Д) ситуация, сложившаяся на начало игры.

Правила игры касаются:

  • Политическая сфера: политическое устройство моделируемого мира, моделирование социальных отношений, моделирование политической и юридической деятельности.
  • Экономическая сфера: ориентация экономики, моделирование отраслей экономической деятельности, моделирование финансово-экономической деятельности.
  • Физические и метафизические законы моделируемого мира: структурирование времени, перемещения по игровой территории, магические способности, магические персонажи и предметы.
  • Духовная сфера: культура (традиции, обычаи, искусство), религиозные культы моделируемого мира.

Требования к моделирования игры:

  • Целостность
  • Направленность на самоорганизацию
  • Проблемность обучения
  • Методологическое обеспечение
  • Психологическое обеспечение
  • Техническое обеспечение

Содержательная модель смены.

Эмоционально-нравственная атмосфера лагерной смены во временном детском коллективе в целях максимального использования его потенциалов для развития каждого ребенка важно обращаться к чувствам, эмоциям, целенаправленно развивать эмоциональные потенциалы, эмоциональный фон жизнедеятельности.

Законы жизнедеятельности

  • Законы-запреты (закон территории, закон реки);
  • Законы-наставления (закон доброго отношения к природе, закон доброго отношения к песне, закон доброго отношения друг к другу);
  • Режимные законы (законы ночного порядка);
  • Законы предписания (закон здорового образа жизни);
  • Организационные законы (закон правой понятой руки).

Традиция – передача и сохранение значимых элементов социального культурного наследия от поколения к поколению. Традиция должна быть наполнена глубоким смыслом, гражданским опытом и практикой коллектива, понятна и доступна каждому без разъяснения.

Признаки сложившихся традиций:

  1. Длительность, повторяемость, привычность в восприятии коллектива.
  2. Наличие неизменной идеи, стабильность неизменных элементов, передающихся от поколения к поколению. Традиции должны быть богаты элементами романтики, красоты, эмоциональности.
  3. Своеобразие – пафос традиции.

Ситуации-катализаторы:

- ситуации совместных переживаний;

- соревновательные ситуации;

- ситуации успеха-неуспеха;

- ситуации новизны;

- ситуации внезапности, неожиданности.

Система тематических дней.

Тематический день – это систематизированный день, в основу которого положена определенная идея. В рамках тематического дня необходимо предусматривать организацию дел различных:

- по содержанию деятельности: познавательные, экологические, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.;

- по направленности: социально и личностно значимые; по форме организации: формы работы, в основе которых лежит организация коммуникативного взаимодействия;

- игровая деятельность;

- организация целенаправленного восприятия; создание информационного продукта; соревновательность, конкурсность;

- познавательная деятельность; организация предметно-практической деятельности;

- организационно-ритуальная деятельность; комплексные формы работы.

Разработка тематического дня включает:

  1. Определение названия дня.
  2. Определение основных общелагерных дел, их планирование и распределение поручений на этапе их подготовки.
  3. Методические рекомендации по проведению отрядных дел в рамках тематического дня.
  4. Организацию основных режимных моментов в соответствии с темой дня.
  5. Разработку модели художественно-эстетического и музыкального оформления основных дел и в целом предметной среды лагеря.
  6. Совокупность приемов создания и поддержания эмоционально-нравственной атмосферы в течение дня.

Кадровая модель смены – это организаторы и исполнители программы  профильной смены.

В рамках данной модели можно выделить ряд групп:

Группа организационно-хозяйственная – решение вопросов, связанных с жизнеобеспечением лагеря (размещением, питанием, медицинским обслуживанием, материальным обеспечением); вопросы, связанные с набором и подготовкой педагогического состава лагеря; вопросы, связанные с распространением путевок и набором детей в лагерь.

Группа методическая – решение вопросов разработки программы лагерной смены, игр, мероприятий, организация и проведение занятий, оказание консультационно-методической и психологической помощи педагогам, работающих в отрядах.

Группа педагогическая – работа с детским коллективом, отрядом, создание эмоционально-нравственной атмосферы в отряде, создание условий для выполнения содержания лагерной смены.

Группа игротехническая – группа подготовки и реализации мероприятий (игр), исполнение ролей в рамках долговременной продуктивной игры, создание эмоциональной атмосферы в лагере, обеспечение работы педагогической группы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.