Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Какая тематическая экспозиция 2017 года проекта "Окно в творчество" больше понравилась?
Всего 35 человек

3-й год

Дата: 17 декабря 2015 в 15:43, Обновлено 30 октября 2017 в 11:43

Культура педагога и его творческая индивидуальность как компонент психогигиены педагога

Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке будущего учителя.

Сегодня резко возрастает значимость педагогической деятельности и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. Но выбрать профессию, и получить образование – этого  еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.

Творческая индивидуальность и культура педагогического труда – две «равновесные» стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Формирование профессионального мастерства – это работы культуры педагога. Без становления профессионала не может сформироваться и полностью проявиться творческая индивидуальность, без творческой индивидуальности становление культуры педагога односторонне, ущербно, не наполнено жизнью.

Культура человека, особенно взрослого, многоаспектна, и единое, общепризнанное понятие "культура" отсутствует. Мы под культурой понимаем "определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях". В понятие "культура личности" мы включаем также степень ее развития и совершенства, в том числе качества ума, характера, памяти и воображения, полученные человеком в процессе воспитания и образования. В совокупности аспектов общей культуры взрослого человека
можно вычленить его нравственную, бытовую, профессиональную, гуманитарную и научно-техническую культуру.

Оценивая общую культуру различных людей, общество, как правило, учитывает проявляющиеся в жизненной деятельности творческие способности каждого индивида, его эрудицию, понимание произведений искусства, аккуратность, вежливость, самообладание, моральную ответственность, художественный вкус, владение языками. При этом уровень владения родным языком и речевое поведение человека являются одним из важнейших показателей его внешней и внутренней культуры, а запас слов в родном языке, по свидетельству психологов (Э.Торидайка и др.), характеризует также уровень развития интеллекта. Становится очевидным, что указанные качества каждого культурного человека профессионально значимы для любого педагога, хотя они могу непосредственно и не относиться к конкретной его специальности. Очевидно также, что прежде всего от уровня общей культуры педагога во многом зависит развиваемый им уровень культуры учащихся; культура педагога значима не только для него одного.

Помимо названных выше сторон культуры человека и общества существуют особые аспекты внутренней и внешней культуры, непосредственно относящиеся к педагогической профессии. В эти аспекты входит в первую очередь эрудиция в области педагогической теории и смежных с нею наук или отраслей знания, а также культура руководства обучением и воспитанием учащихся, в том числе культура профессиональной речи учителя и его педагогический такт.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компе­тентным. Таким образом, понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практичес­кой готовности в целостной структуре личности и характери­зует его профессионализм.

Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную мо­дель компетентности педагога, отображая научно обоснован­ный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретичес­кого и практического опыта.

Педагогическое мастерство, основанное на умениях, на квалификации - это знание педагогического процес­са, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педаго­гической техники, в то время как это лишь один из внешне про­являющихся компонентов мастерства.

Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионально­го мастерства. Таким источником является только труд, осмыс­ленный с точки зрения его сущности, целен и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

Многие педагоги наибольшие трудности испытывают в ор­ганизаторской и коммуникативной деятельности, но эти труд­ности как бы запрограммированы неумением предвидеть и предотвратить системой мер возможные затруднения; незнанием, с помощью каких действии можно подойти к ко­нечному результату, какой должна быть последовательность этих действий. Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех педагогов, которые чутко воспринимают реакцию детей на объяснение и на каждое действие. Не случайно В.А. Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство,  в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. 'Это - желание учиться, вдох­новение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащаете эту почву, без нее нет школы"'.

Итак, профессиональная компетентность педагога, высту­пая условием становления и развития его педагогического мас­терства, составляет содержание педагогической культуры. Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осущест­влении педагогической деятельности. В ее "живом" реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личнос­ти педагога.

Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

К настоящему времени в педагогической деятельности сложилось несколько подходов к классификации педагогических умений. Их можно свести в три большие группы: но педагоги­ческим функциям, по постановке и решению разного класса педагогических задач, по этапам управления педагогическим процессом.

Ограниченное соединение различных подходов к обоснова­нию состава педагогических умений диктует логику построения модели профессиональной компетентности педагога от наиболее общих к частным умениям. Такими наиболее об­щими умениями являются умения педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанные с умениями под­вергать факты и явления теоретическому анализу.

Объединяет эти умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умений до уровня теоретического анализа - одна из важнейших задач подготовки педагогов к творческой  деятельности.

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить — действовать —мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности учителя может быть представлена как единство его теорети­ческой и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

1. Умения ставить педагогические задачи, связанные с "переводом" содержания объективного процесса социализа­ции в конкретные задачи обучения и воспитания: изучение личности и коллектива с целью определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями, отра­жению педагогических воздействий и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделе­ние комплекса образовательных, воспитательных и развиваю­щих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения программировать способы педагогических взаи­модействий позволяют построить и привести в движение ло­гически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных и развивающих задач; обоснованный отбор содержания образовательного про­цесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его орга­низации.

3. Умения выполнять педагогические действия предполагают выделение и установление взаимосвязи между компонен­тами и факторами воспитания и обучения, приведение их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.) осуществления образовательного процесса; развитие дея­тельности школьника, превращающей его из объекта в субъект педагогического процесса; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы с окружающей средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения изучать процесс и результаты решения педаго­гической задачи требуют учета и оценки итогов педагогической деятельности: самоанализ и анализ хода педагогического процесса и действий педагога; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Л. Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

  • информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
  • друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
  • диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
  • советчика, если использует осторожное уговаривание;
  • просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;
  • вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.

Совокупность профессионально обусловленных требований к педагога определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;

любовь к детям, потребность и способность отдать им свое

  • сердце;
  • подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
  • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
  • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
  • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего учителя в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность, ибо профессиональная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных  особенностей. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности к ней.

Таким образом, педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего учителя.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой  самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность.

Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как ис­полнитель, а как самостоятель­ный, автономный субъект дея­тельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педа­гогическом сообществе. Яркая индивидуальность учителя поз­воляет ему сохранять свое са­мобытное педагогическое «ли­цо» вне зависимости от ситуа­ции в обществе и в учебном за­ведении. Как же практически «рассмотреть» такого учителя в коллективе? Как творческая индивидуальность формирует педагогическую культуру учителя? Кого из педагогов можно отнести к ярко выражен­ным творческим индивидуаль­ностям? На эти и другие вопросы будут рассмотрены ниже.

Какие же признаки могут свиде­тельствовать о том, что перед нами — творческая личность? Как их распознать? Сразу огово­рюсь: их можно увидеть только в процессе глубокого, всесторон­него изучения профессиональ­ных и личностных качеств учи­теля. Каковы его ценности, убеждения и идеи, составляю­щие внутренний стержень лич­ности и основы деятельности? Можно ли говорить о целостно­сти, «монолитности» этих идей, убеждений, направлений само­совершенствования?

Творческая индивидуальность видит высокий личностный смысл всего, что происходит в процессе профессиональ­ной деятельности, переживает и проживает события как факты личной жизни. Свою деятель­ность такой учитель ощущает как высокую миссию, поэтому у него всегда хороший настрой. Он может подняться над повсед­невностью, увидеть за отдельны­ми действиями их духовный смысл и за уроком — судьбу учащихся, а не только их обученность и воспитанность. В этом и есть проявление культуры педагогической деятельности. У него ярко выраженное стремление к самоактуализации, ко­торое и является основной дви­жущей силой профессиональной активности и предпосылкой удовлетворенности своей дея­тельностью. К себе он относит­ся как к значительному челове­ку, способному многое сделать в педагогике, проявляет инте­рес к процессу и результатам своей деятельности и к труду коллег, верит в собственные силы, в возможность изменить и преобразовать педагогичес­кую практику.

Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих ка­чества творческой индивидуаль­ности, показывают, что их объ­единяет интерес к людям; они стремятся понимать других, их стремления, мотивы поступков, с любопытством следят за взаи­модействием других людей, пы­таясь познать скрытый контекст общения, скрытые побуждения и мысли. Им нравится наблюдать других в ситуациях проявле­ния высоких нравственных качеств, характера, замечать уникальные особенности, вспо­минать совместно пережитое, сделанное. Они благодарны тем людям, у которых чему-то на­учились, охотно делятся впе­чатлениями об окружающих, причем, как правило, – добро­желательно. Они проявляют ис­кренний интерес к педагогичес­кой деятельности, способны ис­пытывать вдохновение во взаи­модействии с учениками. Обще­ние с ребятами для них - личностно значимая цен­ность.

Еще одно характерное качество яркой индивидуальности — ши­рота увлечений. Такой учитель всегда приходит к детям с тем, чем сам глубоко увлечен. И ув­лечения  эти  часто  выходят  за рамки школьных дел: это музы­ка, рисование, техническое твор­чество, коллекционирование, ху­дожественное творчество и т. д. «Набор» интеллектуальных ка­честв у каждого такого педаго­га своеобразен, но общие при­знаки  —  гибкость ума, образ­ность, метафоричность, ориги­нальность, неожиданная ассоци­ативность. При проведении тес­товых  исследований  оказалось, что далеко не все они обнару­живают качества быстрого твор­ческого мышления, но практиче­ски каждый продемонстрировал высокую способность перекоди­ровать  словесную  информацию в схематическую, визуальную. На уроках таких учителей ребя­та переживают яркие интеллек­туальные эмоции — удивление, догадку, уверенность, сомнение, радость, восторг, разочарование.

Во многом этому способствует обаяние личности учителя. К та­кому учителю невольно прислу­шиваются руководители, колле­ги, он приковывает внимание учеников. Однако значимым фактором «личностная сила» становится тогда, когда учитель чутко реагирует на реакции ре­бят,  понимает  их,  относится  к ученикам с уважением. Традиционно понимаемая эмпатия как постижение эмоциональ­ного состояния другого человека всегда соседствует с более ши­рокими способностями — «ухва­тывать»  не только эмоциональ­ные, но и интеллектуальные со­стояния учеников (видеть причи­ну их непонимания, уметь эф­фективно передать материал так, чтобы ребята быстро «уловили» его   суть);   «вчувствоваться»   не только в учеников, но и в сущ­ность  явлений  и  состояний. У педагогов,  которых высокий   уровень   эмпатии, варьируются только спосо­бы выражения чувственно «схва­ченного» образа: одни склонны передавать это словами, пользу­ясь точными и образными выра­жениями,   другие   —   жестами, интонацией, мимикой и т.д. Эмпатия предстает и как часть бо­лее сложного качества — профессиональной  интуицией. Как показали исследования, это качество   может   быть   описано как ряд специфических чувств и умений:  чувства   цели,  чувства учебного    материала,    чувства технологии. В совокупности это способность многое предчувст­вовать,  предугадывать,   неожи­данно для самого себя находить творческие решения трудных пе­дагогических задач.

Воля   и   целеустремленность характерны для творческих учи­телей, но это не выражается у них в демонстрации сильной во­ли и показной   настойчивости. Скорее это процесс постоянно­го достижения цели, неуклон­ное следование направлению из­бранных поисков, сопровождаю­щееся сомнениями,  разочарова­ниями, радостями, переживания­ми поражений и побед. Однажды учительница, у которой формировалась оригинальная систе­ма обучения русскому языку че­рез фонетическое и образное восприятие лексики, с искрен­ним недоумением сказала: «И зачем я всем этим занимаюсь? Сама всегда этому удивляюсь». А затем, после паузы, добавила: «Все равно сейчас уже не бро­шу, болею всем этим».

Вопреки распространенному мнению среди прекрасных педа­гогов встречаются люди в лич­ной жизни малообщительные, замкнутые, раскрывающиеся только в общении с детьми, с которыми всегда готовы обсуж­дать любые проблемы. Одна из талантливых (очень талантли­вых!) учительниц однажды при­зналась: «Самое трудное для ме­ня — приходить в незнакомый класс. Я очень трудно к ним привыкаю, и всегда есть период, когда мы с учениками друг дру­га очень не любим... Я и в жиз­ни-то очень стеснительна. А по­том еще хуже — расставаться так тяжело...» И вот что еще лю­бопытно: на уроках таких учите­лей создается неповторимая ин­дивидуальная атмосфера, педа­гог и ученики находятся «здесь и сейчас», и одновременно учи­тель присутствует в масштабе их жизни. Как следствие — зна­чимость педагога в судьбе уче­ника, опора на опыт и ценности учителя.

Откуда же появляется творчес­кая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческая индиви­дуальность — результат доста­точно длительного процесса культуры педагогической деятельности, в котором можно выделить некие этапы.

Первый этап связан с тем, что чело­век  оказывается   в   положении, которое мы  условно  назвали «педагогической робинзонадой». Это ситуация «быть с детьми и что-то делать с ними», когда нужно находить  самостоятельные   способы  действия,   влиять на поведение ребят, отвечать за их знания, умения, нести за это ответственность в  первую оче­редь перед собой. Разновиднос­ти  ситуации  «педагогической робинзонады» достаточно вариа­тивны:   человек  оказывается   в пионерском лагере в роли вожа­того;   начинающего классного руководителя; руководителя кружка   (технического,   музы­кального, спортивного); руково­дителя бригады подростков, ра­ботающих на уборке. Эмпириче­ская  «данность» ситуации ока­зывает сильное влияние на эмо­ции, заставляя мышление работать в определенном направле­нии, мобилизуя   индивидуаль­ный опыт, потенциал человека. И если этот потенциал есть, то выход  находится,  и  пережитая совместная деятельность, обще­ние,   сложившиеся   отношения фиксируются   в   сознании   как профессиональные  ценности. В этой ситуации может оказаться не   только   начинающий,   но   и опытный педагог-профессионал.

Первый этап педагогической ин­дивидуализации может так и ос­таться для человека приятным эпизодом, хранящимся в памяти, но не реализованным в деле. Но для тех, у кого творческая инди­видуальность ярко выражена, он — начало дела их жизни.

На втором этапе вырабатывается свое «педагогическое видение» и самоопределение в деятельнос­ти. Это возможно только при от­носительно автономных дейст­виях учителя, когда он сам оп­ределяет содержание и характер деятельности, опирается не на внешние требования, а на взаимно установленные с ученика­ми обязательства.

На протяжении второго этапа происходит осмысление целей деятельности, формируется опыт в организации действий (ориен­тированных на достижение це­ли), рождается собственное «пе­дагогическое видение» — педа­гогическая система, охватываю­щая способы и средства органи­зации действий, анализа, кон­троля. Это самостоятельная «пе­дагогика», она по-своему цельна и самодостаточна: здесь есть закономерности и принципы, цели и средства деятельности, своя технология и даже своя терми­нология (когда такая концепция сформулирована, ее можно изу­чать и вписывать в общую сис­тему педагогической науки). На­чинается формирование «педа­гогического Я»: учитель связы­вает с педагогикой свои пред­ставления о себе, вырабатывает педагогическую «Я-концепцию».

Второй этап, таким образом, — это этап самоопределения внут­ри педагогической деятельности, этап рождения самостоятельной педагогической системы. Проис­ходит разворачивание процесса самообучения и самовоспита­ния, и одновременно идет ста­новление собственной судьбы, обретение опыта. Ценности и принципы, поиск способов дей­ствия — все это развивает педа­гогическую нравственность, учит постоянной рефлексивности по­зиции, умению реализовать себя в педагогически значимых дей­ствиях, укрепляет самостоятель­ность и целостность педагогиче­ской позиции. Иными словами — закладывает основы реа­лизации творческой индиви­дуальности в педагогической культуре учителя.¹

Третий этап — это этап саморе­ализации. Индивидуальность педагога становится фактором его жизни и деятельности. О нем можно сказать: «Он — учи­тель, этим и интересен». Инди­видуальность проявляется в от­крытости проблемам, в мудрос­ти, в постоянной творческой не­удовлетворенности. Субъектив­но такой учитель переживает свою деятельность как свободу внутренних возможностей, зная, какие проблемы ему предстоит решать, в чем совершенствовать­ся, обладая волей к изменениям и поиску. Вот отрывки из бесед с   учителями   —   участниками

К сожалению весь опыт создания и реализации индивидуальных пе­дагогических концепций свиде­тельствуют: чаще всего содержа­ние третьего этапа — это борь­ба как на внутриобразовательном, так и социальном уровнях. Отстаивание цельности педаго­гических воззрений, «самости», неотделимых от творческой ин­дивидуальности педагога, — свидетельства их личной значи­мости для учителя. На этом этапе идет и процесс педагогической социализации — формирование   профессио­нального   мастерства.   Прак­тически все работы, посвящен­ные    повышению    профессио­нальной   компетентности,   мас­терства и т. д., — это работы по социализации педагога. Социа­лизация и индивидуализация – взаимообусловливающие друг друга процессы: без становления профессионала не может сфор­мироваться   и   полностью   про­явиться   творческая   индивиду­альность, без творческой инди­видуальности становление про­фессионализма    односторонне, ущербно, не наполнено жизнью. На практике, однако, встречают­ся случаи, когда личность педа­гога «разорвана», индивидуали­зация и социализация проявля­ются по отдельности.   Грамот­ный,  безупречно  выполняющий все профессиональные действия, успешно обучающий, но неинте­ресный, никак не проявляющий индивидуальность педагог — не редкость. «Беспородные», — грубовато,  но  точно  говорил  о них В.Н. Сорока-Росинский. И, наоборот,   оригинальный   и   та­лантливый   во   многом, но не умеющий выполнять самые про­стые педагогические   операции учитель  также   встречается   в практике.

Итак, индивидуальность и культура про­фессионализма — две «равновес­ные» стороны личности педаго­га, одинаково важные для ус­пешной деятельности. Опасно готовить и оценивать педагога только по одному из этих ка­честв. Между тем, если социализация педагога хоть как-то обеспечивается при подготовке в вузе и в практической деятель­ности, то его индивидуализа­ция протекает стихийно, она еще не стала объектом внимания ни руководителей школ, ни в педагогическом вузе.

Взаимодействие учителя и учеников во время игр требу­ет умений особого рода: создавать общий фон для проявления творчества устанавли­вать   психологический   контакт, рефлексия творческой индивидуальности  и индивидуализации, стимулирование нерегламентированного общения, выстраивать гармонич­ные межличностные отношения. Все это относится к умениям творческим. Они нуждаются в систематическом   осмыслении, самопознании (рефлексии) и развитии. Наиболее эффективно коммуникативные   умения  раз­виваются у людей с адекватной самоооценкой, чувствующих от­ветственность за результаты своей   деятельности,   обладаю­щих гибким восприятием. Такие люди способны видеть мир гла­зами других, разделять пережи­вания, чувствовать   настроение собеседника.¹

С помощью упраж­нений и игр развиваются у пе­дагогов адекватная   самооцен­ка, гибкость восприятия, эмпатия, позитивный настрой, вооб­ражение, умение слушать собе­седника.

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогический труд — это вид профессиональной де­ятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, уча­щихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалифика­ции, учреждений дополнительного образования и т.д.).

Особо можно выделить точку зрения, касающуюся проблемы педагогических способностей. Педагогическая деятельность обладает большим творческим потенциалом, поэтому в ее осуществлении так важны специальные способности. В "Российской педагогической энциклопедии" говорится, что для овладения педагогической деятельностью "оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психологическая предрасположенность личности". Это говорит о том, что человек, не имеющий способностей к общению с людьми, организаторских, коммуникативных, одним словом, способностей к педагогической деятельности, не сможет стать настоящим профессионалом.
        Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура.

Педагогическая культура преподавателя предполагает возрож­дение и самореализацию творчества педагога и воспитанников. Феномен культу­ры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих. Педагогическую культуру можно рассматривать как общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры.

Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Что же входит в содержание общей культуры педагога? Это, прежде всего, жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - истины, любви, добра, красоты, свободы и т.д. Ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве. Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т.е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач.

Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но я считаю, что любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.

Содержание, формы и методы работы с родителями

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении ЦТДМ (совет центра, родительские комитеты).

            Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия центра и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Традиционные:  

 •    Родительские собрания

•    Общекружковые и общецентровкие конференции

•    Индивидуальные консультации педагога

•    Посещения на дому   

Нетрадиционные:

  • Родительские тренинги
  • Дискуссии
  • Психологические разминки
  • Круглые столы
  • Устные журналы
  • Практикумы
  • Родительские вечера
  • Родительские чтения
  • Родительские ринги

            Значительное место в системе работы педагога с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

• Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

• Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

• Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

            Родительские конференции имеют огромное значение в системе воспитательной работы центра. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

            Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, в их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

            Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

• Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

• Открытые занятия (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями педагога). Такие занятия позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

• Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о делах центра и поведении ребенка, его проблемах).

            Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает группу. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить педагога в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

• Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

• Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общие родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами центра, основными направлениями, задачами, итогами работы.

            Общие родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы центра за определенный период времени. На них выступают директор, методисты, отчитывается о работе родительский комитет центра.

            Общее родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Кружковые родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы кружка, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и центра, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

            Кружковые родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения детей, характеризуются их возможности, степень продвижения кружка в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ детей, их достижений.

            Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед центром.

            Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

            Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

• Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует ее. С помощью специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

• Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в кружке 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

            Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

• Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

            С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

• Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

            И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

            Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

            Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.