Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Голосование
Какая тематическая экспозиция 2018 года проекта "Окно в творчество" больше понравилась?
Всего 6 человек

1-й год

Дата: 17 декабря 2015 в 14:50, Обновлено 30 октября 2017 в 11:42

Семинар «Особенности проведения занятия «Введение в образовательную программу»

Введение в образовательную программу дополнительного образовния - это активное погружение обучающихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время «погружения» обучающиеся изучают материал всего курса лишь на качественном уровне, и от них требуется только лишь воспроизведение полученных знаний о фактах, понятиях, законах. В этом случае материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, позволяющих формировать у обучающихся целостное представление о предмете.

Психологические особенности вводного занятия:

  • преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);
  • создание имиджа педагога дополнительного образования;
  • определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы;
  • предъявление норм взаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;
  • создание атмосферы быстрого знакомства.

Организационные особенности:

  • быстрое включение детей в деятельность;
  • использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).

Учебно-воспитательные задачи вводного занятия:

  • создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
  • познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
  • познакомить детей с учреждением и детским объединением;
  • выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
  • получить необходимую информацию друг о друге;
  • вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Структура вводного занятия

I этап. Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно ис­пользовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).

Результат этого этапа занятия:

— дети знакомы друг с другом,

— педагог осознает причины, побудившие каждого из детей за­писаться в данное детское объединение.

2 этапрассказ педагога о детском объедине­нии. В такой рассказ необходимо включить:

•  разъяснение детям целей и задач детского объединения, со­держания его образовательной программы,

•  описание содержания и результатов первого года занятий,

•  объяснение основных этапов овладения мастерством,

•  рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от­дельных воспитанников,

•  знакомство детей со знаками отличия членов детского объеди­нения, если таковые имеются, и условиями их получения,

•  рассказ о традициях детского объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, ка­кие перспективы могут быть для них открыты в данной области де­ятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).

Следует также дать понять детям, как знания и умения, полу­ченные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

•  выставка детских творческих работ;

•  стенгазета или рукописный журнал;

•  альбом-летопись детского объединения;

•  фотографии, слайды и видеофильмы;

•  знаки отличия кружковцев;

•  награды детского объединения и его воспитанников;

•  выставка книг и периодической печати;

•  информационный стенд.

3 этап занятиявыявление уровня первичной подго­товки детей в данном виде деятельности. Для этого можно исполь­зовать:

•  тесты или тестовые задания;

•  конкурсы и соревнования;

•         познавательные игры;

•         выполнение практической работы или творческого задания.

В детских объединениях прикладного характера можно попро­сить ребят принести из дома свои поделки.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основа­нием для:

•         внесения корректив в образовательную программу;

•         разработки индивидуальных заданий;

•         объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения кол­лективной работы.

На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.

4 этап. Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по уч­реждению дополнительного образования и его территории.

Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:

•         выставочные стенды и музей учреждения;

•         кабинеты администрации;

•         детские объединения сходного профиля;

•         столовая;

•         актовый зал;

•         туалеты для мальчиков и девочек;

•         гардероб.

Некоторые приемы оптимизации занятия

1.При рассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.

2.Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.

3.Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.

4.Для удовлетворения детей в двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например, прикладное творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.

5.Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могут использоваться ролевые и организационно-деятельностные игры или их элементы.

6.При организации занятий с детьми младшего возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например: домовенок, зайчик, мишка.

О чем необходимо помнить при проведении занятия

Ошибки несоответствия.

  • Несоответствие деятельности первого занятия основной деятельности курса программы.
  • Несоответствие формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих.
  • Несоответствие формы, метода и содержания, выбранных для первого занятия, возрастным, психологическим особенностям детей.

Ошибки необеспеченности.

  • У педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий.
  • Отсутствуют необходимые технические, материальные, финансовые, информационные ресурсы избранной формы.
  • Недостаток, неверный расчет времени.
  • Ограниченность возможностей, размещения участников и т.д.

Методические ошибки проведения занятия.

  • Концентрация внимания на аспектах, интересных скорее для педагога, чем для детей.
  • Размытое или искаженное предъявление норм поведения и деятельности.
  • Отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами.
  • Незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия.

Для вводного занятия могут быть типичны также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические.

План занятия. Требования к занятию 

 I. Общие: 

1.  Наличие учебно-планирующей документации.

2.  Выполнение учебных планов и программ.

3.  Соответствие плана занятию перспективному плану.

4.  Оценка правильности определения целей и задач.

5. Рациональность структурного построения занятия, целесообразность распределения на элементы.

6. Рациональность выбора учебного содержания материала.

7. Оценка методов проведения занятия, способов активизации познавательной деятельности детей.

8. Осуществление межпредметных связей.

9. Эффективность способов решения воспитательных задач.

10. Использование наглядных средств и ТСО.

11. Организация самостоятельной работы детей.

12. Индивидуальная работа на занятии.

13. Привитие любви к предмету.

14. Нравственная атмосфера на занятии.

15. Методика контроля и оценки знаний, умений и навыков кружковцев.

16. Органическое единство процесса обучения и воспитания.

II. Дидактические:

 1. Четкое определение образовательных задач занятия в целом и его составных элементов.

2. Определение оптимального содержания занятия в соответствии с требованиями учебной программы по предмету.

3. Выбор наиболее рациональных методов обучения, стимулирования и контроля.

4. Осуществление на занятии принципов и условий успешного обучения.

III. Воспитательные:

1. Постановка воспитательных задач обучения, идейно-нравственная направленность.

2. Формирование у кружковцев эстетического вкуса, обеспечение технической связи с жизнью и практикой.

3. Формирование у кружковцев познавательных интересов.

4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психофизических особенностей детей (типы мышления, памяти, внимания).

5.Соблюдение педагогического такта.

IV. Организационные:

 1. Наличие продуманного плана проведения занятия на основе календарно-тематического плана.

2. Организационная четкость проведения занятия (современность начала, максимальное использование времени, оптимальный темп обучения, логическая стройность, закономерность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении урока).

Цели занятия

  I. Учебные

1.  Обеспечить в ходе занятия освоение (повторение, закрепление) основных понятий, умений…

2. Сформировать (продолжить формирование), закрепить следующие специальные умения по данному вопросу...

3. Добиться, чтобы воспитанники на занятии обрели определенный запас знаний по вопросам...

4. Сформировать у воспитанников понятия о...

5. Дать знания воспитанникам о...

6. Углубить знания воспитанников о...

7. Закрепить знания воспитанников и научить самостоятельно проводить анализ...

8. Формирование научных знаний.

9. Раскрытие содержания знаний и понятий.

10. Расширение знаний воспитанников по отдельным вопросам.

11. Закрепление и расширение знаний…

 II. Развивающие

1. Продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения обобщения...

2. Содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач, вовлечение воспитанников в дискуссию...

3. Развивать эмоции воспитанников (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний).

4. Развивать интерес к обучению (применением ТСО, профориентации, игровых моментов).

5. Развитие интеллекта (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления).

6. Формирование положительного отношения к обучению, интересов, способностей.

 III. Воспитательные

1. Содействовать в ходе занятия формированию основных мировоззренческих идей занятия...

2. Обеспечить изучение работ мастеров, умельцев...

3. Содействовать воспитанию эстетических взглядов...

4. Содействовать воспитанию нравственных качеств у воспитанников, уделить особое внимание воспитанию патриотизма, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.

5. Воспитание аккуратности, сосредоточенности, ответственности...

6. Воспитание сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность).

7. Воспитание чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.

8. Увязка материала с директивными документами.

9. Воспитание чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и у отдельных товарищей.

10.  Воспитание бережливого отношения к собственности.

Типы занятия

 I. Усвоение новых знаний

 П. Закрепление и усовершенствование знаний и умений - на них происходит вторичное осмысление материала, воспроизведение и применение полученных знаний и умений для достижения их прочности. Закрепление и применение знаний при этом может производиться на репродуктивном и творческом уровнях.

III. Повторительно-обобщающие занятия - проводятся для воспроизведения и систематизации знаний и умений, что способствует восполнению пробелов, более глубокому раскрытию основных положений и узловых вопросов темы, раздела, предмета в целом. В процессе обобщения и повторения знания и умения обогащаются и расширяются, воспитанники овладевают новыми сведениями и способами деятельности. 

IV. Выставки работ.

V. Комбинированные занятия - на них решается комплекс дидактических проблем.

Формы организации занятий 

Методы обучения

 1.  Словесные - рассказ, беседа, лекция, работа под руководством преподавателя, работа с пособием, познавательная игра, создание эмоциональных ситуаций, применение звукозаписи, радио, телевидения.

 2. Наглядные - демонстрации (наглядных пособий, кинофильмов, диафильмов, телепередач); иллюстрации (картин, репродукций, плакатов); самостоятельные наблюдения.

 3. Практические - опыты, упражнения, самостоятельные работы.

Методы занятий

1.  Объяснительно-иллюстративный - преподаватель сообщает готовую информацию различными средствами, а воспитанники воспринимают ее, осознают и фиксируют в памяти.

 2. Репродуктивный — воспроизведение и повторение воспитанниками по образцу, данному умению, определенных способов деятельности, связанной с применением полученных знаний, при этом у детей формируются умения и навыки пользования знаниями.

 3. Проблемное изложение - постановка определенной познавательной проблемы, сам ее решает и показывает пути решения, вскрывая при этом ход мыслей.

 4. Частично-поисковый - расчленение познавательной проблемы на определенные взаимосвязанные части (шаги) и активное включение воспитанников в поиск решения.

 5. Исследовательский - который представляет собой способ организации поисковой, творческой деятельности воспитанников по решению новых для них проблем.

Перечень документации 

1.  Календарно-тематические планы;

2. Планы занятий;

3. Планы комплексного методического обеспечения кружка;

4.  План развития кабинета на год;

5.  График работы кабинета;

6.  Паспорт кабинета;

8.  План работы с кружком на год.

План комплексного методического обеспечения кружка

I раздел. Учебная документация.

 II раздел. Учебная литература для воспитанников.

 III раздел. Методическая и учебная литература для преподавателя.

 IV раздел. Средства обучения для раскрытия тем программы.

План развития кабинета

I. Организационная работа:

–        организовать дежурство в кабинете;

–        составление графика проведения генеральных уборок;

–        подготовка кабинета к зиме;

–        ремонт кабинета.

 П. Материально-техническое оснащение кабинета:

–        оформление (обновление) стендов;

–        изготовление поделок;

–        оформление тематических папок.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.